На протяжении всего времени существования человечества люди уделяли особое внимание обустройству своих домов, и напольное покрытие играло тут далеко не последнюю роль. Еще в Древнем Египте, Китае, Индии и других странах люди старались выполнить полы максимально красивыми, не забывая о надёжности. В средневековье начали активно использовать паркет, которым украшали полы во дворцах и замках. Если говорить о художественном оформлении, то такой паркет начали делать в странах Европы уже в XIX столетии. При этом художественное оформление напольного покрытия неразрывно было связано с искусством и архитектурой.
Деревянные полы в домах начали укладываться на Руси более 500 лет назад. Конечно, сначала использовался материал, который нельзя назвать паркетом в современном понимании. Для обустройства пола в те времена использовались брёвна, которые раскалывали по всей длине и укладывали на заранее подготовленные балки. Привычная для россиян паркетная укладка «ёлочкой» появилась в XVI веке – дощечки начали укладывать таким рисунком на прочное деревянное основание. Именно этот период и считается официальным началом истории паркета. К сожалению, изобретатель такого напольного покрытия остался неизвестным.
В XVII столетии планки паркета начали укладывать по методу, имеющему название «дубовый кирпич». Дощечки для паркета изготавливались по форме кирпича, а укладывали их основу из извести с последующим заделыванием зазоров специальными составами (обычно смолу смешивали с известью). Данная технология также предусматривала дубовые бордюры вдоль стен. Примером применения этой технологии на Руси является обустройство напольного покрытия храма Василия Блаженного, Донского монастыря в Москве, Дмитровского собора во Владимире.
Благодаря деятельности известных архитекторов (Карла Росси, Антонио Ринальди, Бартоломео Растрелли и др.) паркет перестаёт быть обычным деревянным полом, а становится настоящим произведением искусства. В XVIII столетии паркетные полы были неразрывно связаны с резьбой по дереву, которую начали практиковать ещё до Петра Первого. Во времена правления царя специалисты из небольших мастерских были отправлены в Петербург для участия в строительстве корабельных верфей. Впоследствии эти мастера-резчики начали заниматься созданием паркетов для петербургских дворцов.
Для обустройства паркетных полов во дворцах в середине XVIII века в Петербург из Астраханской губернии привезли множество дубовых крестов и косяков, которые хранили в Смольном дворе (там же хранилась грушевая древесина, кизиловый карачаг, чинар, самшит, ясень и буковые кряжи). Всю древесину отправили в царское село, где из неё начали изготавливать наборной паркет. Впоследствии количество применяемых пород дерева было существенно увеличено, при этом всё чаще стала использоваться дорогая и экзотическая привозная древесина (жикитабу, чефраз, якаранду).
Благодаря применению разных по цвету и окрасу древесных пород позволило мастерам создавать разнообразный паркет с весьма оригинальными рисунками и узорами. По используемым материалам паркет стали называть дубовым, цветным (наборным из привозного дерева), штучным (изготовленным из древесины местного произрастания), полуцветным и пр.
В то же время начали изготавливать щитовой паркет. Щиты представляли собой основу из сбитых досок, к которой приклеивали паркетные дощечки с разнообразными рисунками. Полученные модули в дальнейшем укладывались на обрешётку из высохших прочных брусьев. Щитовой паркет изготавливали самых разнообразных размеров и форм в виде ромбов, кругов, сегментов, квадратов и др.
Изначально работы по созданию паркета выполнялись вручную без каких-либо общепринятых технологий. И только в 1870-х годах на фабриках начали применять строго установленные правила по широкому производству щитового паркета. Именно поэтому широкое распространение напольного покрытия датируют 1880-ми годами.
В XIX столетии паркет был признан наиболее распространённым видом напольного покрытия, которое использовалось для жилых помещений, что способствовало резкому увеличению объёмов промышленного производства отделочного материала. В конце того же века начали широко применяться новые виды напольных покрытий (наподобие линолеума), а всё из-за низкой себестоимости и лёгкости укладки. В первое время новые материалы обычно использовали для подсобных помещений, но в дальнейшем их начали укладывать и в жилых комнатах.
В начале ХХ столетия на многих фабриках начали осваивать массовое производство простых планок паркета из разных пород древесины. В период массового домостроения начали широко применяться паркетные полы простых способов укладки. Художественный паркет стали использовать всё реже и укладывали преимущественно в представительских помещениях.